Пошук

30.05.2018 11:18   Catholic.by

29 мая Мітрапаліт Мінска-Магілёўскі арцыбіскуп Тадэвуш Кандрусевіч выступіў з прывітальным словам на XXIV Кірыла-Мяфодзіеўскіх чытаннях. Прапануем вашай увазе тэкст прывітальнага слова на рускай мове.

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич
Митрополит Минско-Могилевский

ХРИСТИАНСТВО КАК ФАКТОР ДУХОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Приветственное слово на XXIV Кирилло-Мефодиевских Чтениях:
«Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры»
Минск, 29-30 мая 2018 г.

Ваше Высокопреосвященство Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх Всея Беларуси Павел, досточтимое духовенство, представители государственной власти, дипломатических миссий, мира науки и культуры, братья и сестры, дамы и господа!

1. Сердечно благодарю за приглашение принять участие в XXIV Кирилло-Мефодиевских Чтениях, что является еще одним подтверждением наших дружеских отношений и общей ответственности пред вызовами времени, когда необходимо сохранять единство, чтобы вовремя и эффективно на них отвечать.

В свете происходящих в мире, и особенно в Европе, событий, тема нынешнего Кирилло-Мефодиевского форума является как нельзя боле актуальной.

Отцы основатели Евросоюза во главу угла единства европейского континента ставили христианские ценности. Сегодня, когда Евросоюз, переживает не лучшие времена, все ищут причин возникшего кризиса. Их, несомненно, не мало – политические, экономические, финансовые и т.п. Но при этом секуляризирующаеся Европа забывает о базовых христианских ценностях. Она выросла из христианства, имеет христианские корни и христианство является основой ее интеграции.

Это правило действует повсеместно, ибо Христос дал миру универсальное средство для    интеграции, которым является любовь ближнего (ср. Ин  15, 12).

2. Христианство – это объявленная Христом универсальная монотеистическая религия.

Если смотреть на христианство только извне, то не трудно заметить, что оно является проявлением высшей духовной культуры и нравственной позиции человека, который ищет опоры в трансцендентности.

В тоже самое время видно, что христианство является эпохальным явлением с очень широким фронтом воздействия на человеческую цивилизацию. Оно не только начало новую эпоху, но и оказало свое влияние на историю Европы и всего мира. Оно положило фундамент под новый гуманизм и новую культуру, вдохновило новые тенденции в искусстве и литературе, а прежде всего проникло в духовную жизнь человека. Даже в наше секулярное время оно является той нравственной силой, которая оказывает большое влияние на интеграционные процессы в мире.

Духовный наблюдатель увидит еще больше, ибо он вникает в тайны христианской жизни, которая опирается на дающие надежду на осуществление Божьих обещаний и спасение, веру в Христа и благодать. Сущностью христианства является встреча с личностью Иисуса Христа, который подарил человечеству новый способ духовной жизни, вернул ему единство с Богом и с самим собой, начал Новое Человечество с Новым Человеком, одаренным новыми духовными возможностями, привилегиями и атрибутами.

Во Христе мы видим не только Спасителя человечества, но и новую визию мира.

3. С целью лучшего восприятия интеграционной роли христианства полезно поразмышлять о следующих трех сферах его воздействия на человека:

Первая – это, объединяющая исповедников Христа, сфера принадлежности к той же самой религии, и сфера взаимного интегрального воздействия верующих друг на друга. Здесь особую роль играет вера в объявленные Богом истины, религиозные практики, жизнь согласно нравственных принципов, а также стремление к христианскому совершенству.

Вторая – это сфера неинтегрального воздействия крещеных на неверующих, которые живут в христианском сообществе и находятся под его влиянием. Здесь, прежде всего, внимания заслуживает признание проповедуемых христианством принципов любви ближнего и справедливости, а также позитивное отношение к христианской культуре.

Третья – это сфера естественного стремления к таким ценностям, как разум, добро и красота. Т.е. стремлёние к логическому, этическому и эстетическому порядку.

4.  Представленные здесь три сферы воздействия христианства на окружающий мир позволяют говорить о его общественно-духовной интеграционной роли. Главным условием мира, свободы и стабилизации является единство на общественном, духовном, экономическом, нравственном и т.п. уровнях.

В сложной ситуации современного мира, в котором уже идет фрагментарная война в виде не прекращающихся локальных конфликтов и террористических актов, и угрожает полномасштабная, а может быть даже и ядерная, религия и этика предлагают пути мирного сосуществования разных народов. Особенно эффективным путем является осуществление принципа любви ближнего, духовная жизнь личностей и обществ, стремление к высшим ценностям, поиск истинной жизненной мудрости.

Христианство обладает этими идеями и ценностями, недостаток которых ведет к дезинтеграции и деградации человека. Христианство провозглашает идеи братства, имеет средства для духовного развития и помогает совершенствоваться. Оно хранит человека перед деструкцией, испорченностью, сомнением и отчаянием. Оно также способно указать миру ясную шкалу ценностей.

5. К сожалению, современный человек, будучи «homo sapiens», все больше погружается в утилитаризм и техницизм, поклоняется изменяющимся земным «ценностям» и, как следствие, не замечает значения религии и особой роли христианства в своей жизни и мире.

В такой ситуации с помощью приходит христианская философия. Она, прежде всего, помогает в понятии смысла жизни. Погруженный в нравственном релятивизме, не признающий авторитетов, живущий в атмосфере противоречий человек переживает трудности в поисках фундамента, на котором сможет созидать свою жизнь. Состояние внутреннего разлада, космические скорости перемен и жизненные противоречия не способствуют стабилизации. И здесь как раз приходит время для христианской философии, какая является фактором внутренней интеграции. Она помогает найти незыблемые принципы, на каких человек может восстановить свой внутренний мир благодаря объединению требований веры со здравым разумом, таким образом регулируя отношения с Богом, миром, людьми и самим собой.

Таким образом, христианство способствует личностной и общественной интеграции, а также стабилизации и прогрессу.

6. Выражаю надежду, что XXIV Кирилловско-Мефодиевские Чтения приблизят нашему обществу истину о христианстве, как интегрирующем факторе мировой культуры и будут способствовать консолидации белорусского народа.

Корень слова культура – это культ, т.е. культура изначально должна нести духовные ценности. В то же самое время мы наблюдаем обратное.

Вместо укрепления духовности, современная культура теряет свои духовные корни и становится все более светской и даже анти духовной. Заданием наших церквей-сестер является вернуть культуре исконный духовный смысл, чтобы она действительно пропагандировала нравственные ценности и стала интегрирующим фактором современного мира.

Желаю успехов открывающимся сегодня Кирилловско-Мефодиевским Чтениям и на всех их участников призываю Божье благословение.
Спасибо за внимание.

Абноўлена 30.05.2018 11:21
Пры выкарыстанні матэрыялаў Catholic.by спасылка абавязковая. Калі ласка, азнаёмцеся з умовамі выкарыстання

Дарагія чытачы! Catholic.by — некамерцыйны праект, існуе за кошт ахвяраванняў і дабрачыннай дапамогі. Мы просім падтрымаць нашу дзейнасць. Ці будзе наш партал існаваць далей, у значнай ступені залежыць ад вас. Шчыра дзякуем за ахвярнасць, молімся за ўсіх, хто нас падтрымлівае.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Папа Францішак

Спагадлівасць - гэта праява Божай
Міласэрнасці, адзін з сямі дароў Святога Духа