Першая Кантакты Мапа
Святые и блаженные Беларуси



Святой Казимир

О необыкновенной возвышенной набожности королевича Казимира писали все его биографы, от Захария Ферреры и Петра Скарги до авторов ХІХ в. «С раннего утра, как только открывались двери храма, святой королевич уже стоял на коленях перед алтарём, с возвышенною душою, вдохновлённый и вместе с тем покорный, и оставался в храме до самого его закрытия. Тут он забывал про все телесные потребности: не чувствовал голода, холода, усталости; находился как бы в святой очарованности, в мгновенном, и в то же время бессмертном разрыве с телом… Средь тёмной ночи срывался с постели, тайно покидал комнату, один, босой, прибегал к замковому храму и, чаще всего найдя его закрытым, падал ниц перед порогом, поливал его слезами и в святом экстазе молитвы пребывал до самого рассвета…» Во вдохновленных стихах написал гимн Богородице «Оmni Dei», известный под его именем и используемый Церковью с 1499 г. В 1483 г. больной туберкулёзом Казимир приехал в Вильнюс, потом посетил Гродно. Здоровье его быстро ухудшалось, 1марта его перевезли в Вильнюс. Умер Казимир на рассвете в четверг 4 марта 1484 г. в Нижнем замке на 26-м году жизни. Его тело было торжественно погребено в часовне вильнюсского кафедрального собора, основанного королём Казимиром.

(Аляксандр Ярашэвіч. Святы Казімір у гісторыі і мастацтве.)

 
Святой Рафаил Калиновский
Иосиф Калиновский родился в 1835 г. в Вильнюсе. После окончания Дворянского института (1843-1850) начал учёбу в Агрономическом институте в Горы-Горках возле Оршы. Через три года перешёл в Николаевскую военно-инженерную академию в Петербурге. Когда началось январское восстание, стал начальником военной секции Исполнительного отдела Литвы (главного органа по руководству восстанием). После подавления восстания он был арестован и приговорён к смертной казни. В тюрьме его считали святым. Благодаря стараниям близких и друзей, смертный приговор был заменён 10-ю годами каторги в Сибири. Калиновский отбывал ссылку в разных местах, подвергаясь многочисленным испытаниям, и вернулся на родину в 1873 г. Был воспитателем сына Владислава Чарторызского – Августа. В 1877 г. Калиновский вступил в орден кармелитов босых и принял имя Рафаил. Окончив изучение философии и богословия, в 1882 г. был посвящён в сан священника. Через несколько лет он стал настоятелем монастыря в Черной возле Кракова, позднее – в Вадовицах. Был харизматическим исповедником, поэтому его прозвали «жертвой исповедальни». Умер 15 ноября 1907 г. Его реликвии хранятся в кармелитском храме в Черной. Причислен к лику блаженных Папой Иоанном Павлом ІІ в 1983 г., канонизирован в 1991 г. Святой Рафаил Калиновский – опекун офицеров и солдат, заступник в тяжелых и безнадёжных ситуациях.
 
Блаженный Юрий Матулевич
«Господи, позволь мне, как свече, сгореть дотла на Твоём алтаре». Это великое желание блаженного Юрия Матулевича исполнилось. На протяжении всей своей священнической жизни он горел, как свечка, – ярко и непрестанно. Своим служением он освещал самые далёкие, заброшенные и страшные уголки нашей земли во время исторической эпохи, когда политика, ненависть и шовинизм распинали судьбы христианских народов. Этот свет никогда не угасал, но был ярким и пламенным. И светил он до тех пор, пока поддерживало его своими ударами сердце великого и святого человека.
 
Святой Андрей Боболя
Андрея упрекали во многих недостатках. Темперамент холерика с чертами сангвиника был к тому же отмечен импульсивностью и упрямством. Однако он настойчиво шёл к поставленной цели, которой, с момента вступления в Общество Иисуса, стало служение Христу в Церкви под знаменем Креста и руководством Святейшего Отца. Этой главной харизме иезуиты всегда были верны. Апостольский динамизм Боболи и его проповедническое рвение родились из желания служить Творцу и ближнему, из поиска во всём Божией славы в службе ради спасения человеческих душ, искупленных Кровью Христа. Тот факт, что он получил прозвище «душехват», является эхом «Размышлений о двух знамёнах» из книги «Духовные упражнения».
 
Святой Иосафат Кунцевич
Мученик полоцкой земли, святой опекун нынешней Витебской епархии.

В Вильнюсе – культурном центре нашей исторической родины – Иосафат Кунцевич провел почти всю свою юность и время формации в ордене Базилианов. Вильнюс соединил святого с нашей землёй, которую он освятил своей кровью.

В 37 лет Иосафат Кунцевич стал епископом. Епископская кафедра находилась в Св.Софии в Полоцке. Полоцк, Витебск, Мстиславль – вся северо-восточная часть страны была сферой его деятельности.

Развитие церковной унии в Беларуси в начале XVII в. ассоциировалось с именем Иосафата Кунцевича. Оппозиция полоцкого епископа со стороны врагов унии принимала всё более и более стратегический характер. Это привело к большим общественным беспорядкам в стране.

Вечный вопрос любой страны остаётся неизменным – сколько жертв требуется для установления мира? Святой Иосафат Кунцевич придерживался мнения, которое несколькими веками позже было провозглашено Вторым Ватиканским Собором: мир – это не безвоенное состояние страны, мир – это справедливость.

12 ноября 1621 года епископ находился в Витебске. После утренней Святой Мессы разъярённая толпа ворвалась в резиденцию епископа. Над уже мёртвым телом долго и ужасно издевались, затем тело было выброшено в реку Двину.

Зверское убийство Иосафата Кунцевича стало началом жестокой борьбы с унией, которая продолжалась веками. Греко-католиков насильно и массово переводили в православную веру. В 1839 г. царь Николай I упразднил унию.

Иосафат Кунцевич отдал свою жизнь за Символ Веры, а точнее за одно его предложение. Он умер за то, чтобы Символ Веры был истинным, а значит Апостольским и Святым.
 
Слуга Божий Зигмунд Лозинский
«Я так вас любил и так жаждал отдать за вас свою жизнь, и всегда просил Господа Иисуса одарить меня страданиями за вас…»
(из предсмертного послания епископа Зигмунда Лозинского)
Епископ Зигмунд Лозинский родился 5 июня 1870 г. в Баратино возле Новогрудка. В 1880 г. поступил в Варшавскую гимназию, но закончил её в 1889 г. в Петербурге. После гимназии учился в Петербургской духовной семинарии, а в 1891 г. – в местной Богословской Академии. 23 июня 1895 г. стал священником. Папа Бенедикт ХV назначил Зигмунда Лозинского епископом восстановленной Минской епархии. В 1920 г. епископ Зигмунд Лозинский был арестован советскими властями и одиннадцать месяцев провёл в московской «Бутырке». После освобождения прибыл в Польшу. Папа Пий XI назначил Зигмунда Лозинского епископом новообразованной Пинской епархии. Умер он как святой в Великую субботу 26 апреля 1932 г. в Пинске, с героическим мужеством перенося страдания – результат болезни и двух операций.

 
Мученики белорусской земли, которые отдали свою жизнь во время Второй мировой войны и были провозглашены блаженными Святейшим Отцом Иоанном Павлом ІІ в 1999 году вместе с мучениками других стран.

Блаженный Мечислав Боготкевич

Мечислав Боготкевич родился в 1904 году. Во время оккупации был настоятелем в Дрысе. Знаменит своими пламенными проповедями и милосердием по отношению к бедным. Был арестован гестапо за своё священническое служение и через два месяца, 4 марта 1942 г., расстрелян в Березвечье возле Глубокого вместе с двумя другими священниками: Владиславом Матьковяк и Станиславом Пыртак. Перед казнью в письме к матери и родным писал: «Не плачьте обо мне, а радуйтесь, что ваш сын и брат сдал экзамен. Прошу вас только о молитве. Всем своим врагам от всего сердца прощаю, хотел бы для них всех заслужить небо».

Блаженный Владислав Матьковяк

Священник Владислав Матьковяк родился в 1910 г., настоятель прихода в Иказни. Гестапо, за преданное священническое служение в Вильнюсе, приговорило его к смертной казни. Священник Владислав был предупреждён об опасности, но добровольно остался в приходе, чтобы и дальше служить верным. Был арестован 3 декабря 1941 г., а 4 марта 1942 г. расстрелян в Березвечье. Перед казнью на обложке бревиария написал своему епископу: «Иду принести последнюю жертву своей жизни. Через 3 часа предстану пред Господом. (…) Радуюсь, что Бог избрал меня, и больше всего тому, что Он даёт мне благодать и силу».

Блаженный Станислав Пыртак

Священник Станислав Пыртак родился в 1913 г. Викарий прихода в Иказни, где настоятелем был священник Владислав Матьковяк. Ему тоже грозил смертный приговор за священническую деятельность. Был арестован, когда пошёл в полицию, чтобы заступиться за арестованного настоятеля. Вместе с ним был расстрелян в Березвечье 4 марта 1942 г. Перед казнью писал своим родным: «Несколько часов отделяет меня от ничем незаслуженной смерти. Долг священника – принести эту жертву во имя Христа. Умираю за обучение религии. Не плачьте и не печальтесь обо мне. Посылаю вам священническое благословение. После трёх месяцев тюрьмы радуюсь, что я достоен страдать и умереть». Трое приговорённых к смерти священников перед расстрелом воскликнули в один голос: «Пусть живёт Христос Царь!»

Блаженный Генрих Глебович

Священник Генрих Глебович родился в 1904 г., профессор богословия университета Стефана Батория в Вильнюсе. С 1936 г. – настоятель прихода в Трокай. Всякая работа и любые условия были для него возможностью притягивать человеческие души к Богу. Священник Генрих был необычайно жертвенным пастырем, харизматическим духовным руководителем, апостолом единства христиан, другом для всех, кто искал правду. Своим служением оказал сильное влияние на студенческую молодёжь в Вильнюсе и архиепархии. 3 мая 1941 г. осуществил акт посвящения Богу своей жизни за спасение веры молодёжи. За священническое служение в Беларуси был расстрелян гестапо 9 ноября 1941 г. в Борисове.

Блаженный Иосиф Ахиллес Пухала

Отец Иосиф Ахиллес Пухала родился в 1911 г. Настоятель в Першаях. Ранее работал викарием в Гродно при храме Богоматери Ангельской. За восстание в соседнем Ивенце гестапо арестовало в Першаях много прихожан. Коменданту немецкой жандармерии, который хотел дать настоятелю и викарию, отцу Каролю Герману Стемпеню, возможность спастись, мужественные францисканцы ответили, что «пастыри не могут оставить своих верных». Они присоединились к арестованным и 19 июля 1943 г. были сожжены в д. Боровиковщина.

Блаженный Кароль Герман Стемпень

Отец Кароль Герман Стемпень родился в 1910 г., выпускник папского богословского факультета св. Бонавентуры в Риме и богословского факультета университета Иоанна Казимира во Львове. Замучен вместе со своим настоятелем о. Иосифом Ахиллесом Пухалой. Имея возможность спастись, он, как и его настоятель, не захотел оставить прихожан, которых вели на смерть.

Блаженный Юрий Кашира

Священник Юрий Кашира родился в 1904 г., апостол единства между католиками и православными. Был крещён в православной церкви, в 18 лет принял католическую веру. Несмотря на опасность, до самого конца остался с прихожанами в Росицах, подготавливая их к смерти. Вместе с этими людьми был сожжён 18 февраля 1943 г. в деревянном доме в Росицах.

Блаженный Антоний Лещевич

Священник Антоний Лещевич родился в 1890 г. В сообщество отцов марианов вступил в 47 лет. Перед этим, почти на протяжении 25 лет, выполнял обязанности священника на Дальнем Востоке, ни разу не навещая ни семьи, ни родины. Зная про готовящуюся карательную экспедицию в Росицы, убегать отказался. Когда его забирали, успокаивал сестёр: «Будьте мужественны и молитесь». Вместе с группой людей был сожжён в хлеве в Росицах 17 февраля 1943 г., накануне мученичества своего собрата священника Юрия Каширы.

Блаженная с. Мария Марта от Иисуса,
Казимира Валовская

Казимира Валовская родилась в 1879 г. в Люблине. В 1900 г. вступила в конгрегацию сестёр Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Язловцах. После принесения вечных обетов она писала: «Единственное моё несмелое желание перед Господом Иисусом – это служить конгрегации до самой смерти». В августе 1939 г. с. Марта стала настоятельницей монастыря в Слониме. Во время Второй Мировой войны помогала евреям, голодающим, семьям заключённых и убитых. В ночь с 18 на 19 декабря 1942 г. гитлеровцы арестовали священника Адама Старка (иезуита, капеллана монастыря), с. Марту Валовскую и с. Еву Наишевскую, врача. Утром 19 декабря, после допроса и издевательств, вместе с другими 600 заключёнными их вывезли на место массовых экзекуций. Один из слонимский полицейских предлагал сёстрам бежать, но они отказались. Свидетели говорили, что перед расстрелом, последними словами с. Марты были: «Отче, прости их, ибо не ведают, что творят!»

Блаженная с. Мария Ева от Провидения Божиего,
Богумила Наишевская

Богумила Наишевская родилась в 1885 г. в Асанишках. Её духовным руководителем был слуга Божий епископ Зигмунд Лозинский, который учил, что святость следует искать везде – в любом месте, в любое время и при любом занятии. Сестра Ева старалась реализовать этот принцип на протяжении всей жизни. После окончания медицинского учреждения в Петербурге, в 1919 г. Богумила вступила в конгрегацию сестёр Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Позднее работала учителем и воспитателем в гимназии в Язловцах и Слониме, а также врачом в школе и конгрегации. Сестра Ева умела замечать потребности каждого человека и бескорыстно помогать каждому. Мученическую смерть приняла 19 декабря 1942 г., когда её вместе со священником Старком и с. Мартой Валовской схватили немцы и вывезли на место экзекуции. Там им сказали раздеться, стоя над выкопанным рвом, а потом расстреляли. Таким образом, просьба с. Евы к Господу Богу, написанная ею перед вечными обетами – о помощи в спасении людей через неприметную жизнь и мученическую смерть – была услышана.

Блаженная Марианна Бернадская

Марианна Бернадская родилась в 1888 г. Бог, Его закон и любовь к семье были для неё ценностями более важными, чем сама жизнь. Во время карательной акции гестапо она пожертвовала собою вместо своей невестки, которая была беременна. Стоя на коленях, просила: «Как же она пойдёт? Она же на последних днях беременности. Я пойду вместо неё». Невестка вернулась домой. Марьяна была расстреляна 13 июля 1943 г. в Наумовичах возле Гродно. Ожидая казни она просила только об одном: чтобы ей дали розарий.

 
Сёстры-назаретанки
В 1943 г. в конце июля гитлеровцы провели массовые аресты среди населения Новогрудка, и тогда сёстры-назаретанки произнесли знаменитые слова: «Мой Боже, если нужна жертва жизни, пусть лучше нас расстреляют, чем тех, у кого есть семьи».

Жертва была принята 1 августа 1943 г. В лесу за Новогрудком 11 сестёр-назаретанок отдали свою жизнь. После войны 19 апреля 1945 г. тела сестёр –мучениц были перенесены и похоронены при храме Преображения Господня.

27 сентября 1991 г. их реликвии перенесены в гробницу, которая находится в часовне Богоматери в этом же храме.

5 марта 2000 г. в Риме состоялась беатификация 11 сестёр-назаретанок, которые отдали свою жизнь за жителей Новогрудка.
 


 

Последние обновления

27.12 10:15Митрополит Кондрусевич отправил открытое письмо Министру внутренних дел Беларуси
23.12 08:44Митрополит Кондрусевич отправил открытое письмо министру здравоохранения Беларуси
29.11 16:23Костел в минском парке «Котовка»: комментарий специалиста
15.11 05:40Учащимся 15 учебных учреждений Новогрудка и Новогрудского района показали важность жизни в чистоте
15.11 05:25Божье слово в форматах для электронных книг, планшетов и смартфонов теперь на Catholic.by
01.06 13:31Белорусская певица Патриция Курганова получила из рук Президента Беларуси памятную медаль Папы Франциска
28.05 09:10Министр иностранных дел: Беларусь готова принять с визитом Папу Римского
26.05 11:03Кардинал Зенон Грохолевский прокомментировал возможный приезд в Беларусь Папы Римского Франциска
21.05 10:33Папа Франциск принял на частной аудиенции в Ватикане Президента Беларуси Александра Лукашенко
17.05 11:17Железнодорожники из Беларуси приняли участие в Европейском конгрессе христианских железнодорожников
Приход в Радошковичах приглашает на 10-летие восстановления храма
1 сентября приход Святой Троицы в Радошковичах приглашает на празднование годовщины строительства храма, а также 10-летия его восстановления.
Подробнее ...  
Летний лагерь для людей с ограниченными возможностями состоится в Полоцке

С 17 по 21 июля 2013 г. при приходском здании греко-католического прихода Священномученика Иосафата в Полоцке будет организован летний лагерь для людей с ограниченными возможностями. В программе: речка, пляж, баня, тихие вечерние беседы у камина.

Подробнее ...  
Сила молитвы: что такое «Духовное усыновление»?

7 и 8 апреля, в воскресение Божьего Милосердия и на торжество Благовещения, верующие во всех католических святынях Беларуси смогут присоединиться к «Духовному усыновлению» — молитвенное акции в защиту зачатой жизни, которая находится под угрозой уничтожения. В чём смысл этой акции и кто может принимать в ней участие?

Подробнее ...