Фота Аўдыё Відэа  
be  ru  pl  en  de info@catholic.by
Выступленне арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на XXII Кірыла-Мятодаўскіх чытаннях «Хрысціянскія каштоўнасці ў культурнай традыцыі Усходу і Захаду — гісторыя і сучаснасць»

Мінск, 26-27 мая 2016 г.

Европа двух легких

Ваше Высокопреосвященство Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Ваши Преосвященства, братья во священстве, монашествующие, представители мира науки и культуры, дипломатических миссий, студенты, братья и сёстры во Христе, дамы и господа!

1. Прежде всего, позвольте выразить признательность организаторам очередной, уже 22-й, Международной конференции на весьма актуальную и злободневную тему: «Христианские ценности в культурной традиции Востока и Запада — история и современность». Нельзя представить себе Европы, оторванной от христианства, из которого она выросла и благодаря которому состоялась, о чем, к сожалению, сегодня забывают многие европейцы.

Много лет тому назад нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, тогда Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, как-то мне рассказывал о своем визите в Милан. Тогда Миланский архиепископ кардинал Анджело Скола предложил ему подняться на одну из башен многочисленных миланских соборов и сказал: «Вот, посмотрите, повсюду высокие башни храмов. Не это ли свидетельство христианской истории Европы?»

То же самое мы можем увидеть во многих других городах Западной и Восточной Европы, в том числе и в Беларуси. Несмотря на то, что во времена гонений на Церковь многие храмы были уничтожены, тем не менее оставшиеся, а также другие памятники христианства, являются ярким свидетельством богатой и одновременно трагической его истории на наших землях.

2. История христианства в Европе начала писаться 2000 лет тому назад, и этот процесс продлжается. Свидетельством чему являются Евангелия, Деяния и Послания Апостолов, апокрифы и памятники раннехристианской культуры, сохранившиеся до сих пор катакомбы и т.п. Свидетельством является также вся европейская культура и история, которая включает целые эпохи процветания и гонений. Свидетельством являются и усилия христианских Церквей сохранить и далее развивать христианское наследие Старого континента.

В иудейскую культуру Избранного Народа, а также культуру языческого и варварского мира Римской империи Иисус внес новизну Евангелия, которая базируется на законе любви к Богу и ближнему. Христос говорит, что необходимо любить Бога всем сердцем, всею душой и всем разумением, а ближнего как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки1. Благодаря этому христианство базируется на праве любви и милосердия, которое сочетается с принципами евангельского радикализма.

Иисус ясно учит, что белое должно быть белом, а черное – черным. В то же самое время в греховном мире все перевернулось с ног на голову. А именно, многие понятия извратились, и чёрное почитается белым, а белое чёрным. Спаситель же сказал, что пришел не для того, чтобы отменить Божий закон, но его выполнить2.

Святой Иоанн Богослов в Откровении говорит: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»3. Теплохладность и неопределенность – духовно пагубное явление. Сын Божий, Иисус Христос не был «да» и «нет», но в Нем всегда было «да»4. Он говорил, что огонь пламенной веры и ярких определенных убеждений пришел низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся5.

Т.е. милосердный Христос призывает к жизни в соответствии с нравственными нормами, которые выводятся из Евангелия.

3. Мы все прекрасно знаем, какое значение в современном мире занимает спорт, который нередко играет даже политическую роль. Когда человек выбирает ту или иную дисциплину спорта и становится, например, футболистом, хоккеистом или теннисистом, то делает это свободно. Однако, выбрав определенную дисциплину спорта, он должен соблюдать существующие в ней правила. В противном случае получит предупреждение от судьи – желтую карточку. А в случае повтора – красную, что автоматически означает исключение из игры.

Европа выбрала христианство и должна жить в соответствии с его принципами. Христианство также является основополагающим принципом единства Старого континента.

4. Исторически так сложилось, что в Европе и мире уже многие столетия бок о бок существуют западное и восточное христианство. Причиной тому были разные христианские традиции и, конечно же, разделения. Это история как западного, так и восточного христианства. Их с легкой руки русского поэта и мыслителя Вячеслава Иванова, который заявлял о необходимости для христианства дышать двумя легкими – западным и восточным – называют двумя духовными легкими Европы.

Они-то как раз и определяют христианский облик нашего континента, ибо понятие «Европа» не должно определяться только ее географическими границами и границами внутри ее, которые, к сожалению, не объединяют, а наоборот, разъединяют. Основополагающим элементом идентичности Европы является ее богатая христианская культура.

Еще в далеком 1982 г. в Сантьяго де Компостелла св. Иоанн Павел II говорил, что история становления европейских народов развивается параллельно с их евангелизацией до такой степени, что границы Европы покрываются с границами возвещения Евангелия. После двадцати столетий истории, несмотря на кровавые конфликты и духовные кризисы, которые обозначали историю европейского континента, необходимо сказать, что европейская идентичность непостижима без христианства. Именно в нем находятся те корни, из которых выросла цивилизация Старого континента, его культура и динамизм, а также способность сотрудничества с другими культурами6.

Все это означает, что одним из самых важных элементов, объединяющих разные европейские традиции и культуры, является христианство, без которого невозможна единая Европа.

5. В этом контексте Церкви восточной и западной традиций тесно связаны между собой. Отсюда и выводится концепция «двух легких» Европы, западного и восточного, которые необходимы, чтобы Европа во всей полноте была Европой.

В здоровом организме должны быть два здоровых легких. Поэтому христианство, как восточное, так и западное, является источником созидания единой духовно здоровой Европы. Еще совсем недавно Европу разделяла Берлинская стена. Однако ее падение не покончило с порочной практикой разделения.

6. Стремясь к единству Старого континента, необходимо думать не только о политической и экономической ее составляющих, но и о духовной и культурной, которую представляют две великие традиции – западная и восточная.

История оставила нам великолепный пример Солунских братьев славянских первоучителей и просветителей свв. Кирилла и Мефодия, которые заложили основы духовного единства Восточной и Западной Европы. Их подвиг призван заново пробуждать у нас стремление к единству, прежде всего в деле проповеди Благой Вести и защите христианских ценностей.

Европа должна быть, прежде всего, Европой духа, а не только Европой права, которое необходимо для нормального ее функционирования, но в котором в наше секулярное время, к сожалению, отсутствует дух Божий. Поэтому западное и восточное христианство остаются отправными пунктами для духовно-культурного единства Европы.

7. Именно христианство принесло Европе фундамент единства и на протяжении веков его укрепляло через проповедь Евангелия, христианскую антропологию и вклад в развитие истории ее народов. Сегодня актуальными остаются сказанные еще в 1997 году слова св. Иоанна Павла II, что христианство не воспринимает возведения новых стен в Европе, которые отделяли бы Евросоюз от других, не принадлежащих к нему стран7.

В Совместной декларации Папы Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, подписанной во время их исторической встречи в Гаване на Кубе 12 февраля 2016 г., подчеркивается, что «процесс европейской интеграции, начавшийся после столетий кровавых конфликтов, был воспринят многими с надеждой, как залог мира и безопасности. В то же время мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням. Призываем христиан Западной и Восточной Европы объединиться для совместного свидетельства о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией»8.

Эти слова двух лидеров мирового христианства должны послужить нам руководством к действию во имя единой Европы духа, которая свое будущее будет созидать на христианских ценностях.

Все это означает, что существует ясное осознание того, что Римско-Католическую и Православную Церкви многое объединяет, особенно в области социальной и этической проблематики. Именно сотрудничество между двумя Церквами в этой области приобретает сегодня особенную актуальность и значимость на фоне процессов секуляризации, которые с космической скоростью покоряют Европу.

Именно на Старом континенте натиск воинствующего секуляризма против религии приобретает наиболее агрессивные формы. Европа фанатично отрицает собственное христианское наследие. В ней проявляется глубокий демографический кризис, который охватил христианское население, этим самым ставя под угрозу само его существование в будущем.

Поэтому в христианских кругах все больше ширится убеждение в необходимости для православных и католиков совместно встать на защиту традиционных христианских ценностей в Европе, которая рискует утратить свою многовековую христианскую идентичность.

О неотложности совместных действий говорили Папа Франциск и Патриарх Кирилл во время недавней встречи в Гаване, отмечая, что католики и православные – это не соперники, а соработники на ниве провозглашения Евангелия и защиты христианских ценностей9.

Белорусские христиане всегда были приверженцами мирного существования, чего примеров великое множество. Одним из последних может служить открывшаяся 18 мая с.г. выставка православных и католических икон в музеях Ватикана, которая еще раз продемонстрировала взаимное стремление к   соработничеству во имя провозглашения незыблемых христианских ценностей и их защиты.

И православным, и католикам сегодня необходимо ответить на весьма актуальный вопрос: «Не будучи единой Церковью, можем ли мы научиться действовать вместе перед лицом вызовов внешнего мира?» Имеющийся опыт совместного ответа на вызовы времени показывает, что можем, – говорит Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион10.

В ходе беседы Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Франциском во время встречи в Гаване были подняты такие важнейшие темы, как отстаивание традиционных христианских ценностей в Европе, защита семьи, жизни и достоинства человека. Широко известны факты дискриминации, которой сегодня подвергается христианская вера в западном мире. Для агрессивной светской идеологии, вдохновляемой мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной11, не важно, к какой конфессии принадлежат те, кто именует себя христианами.

Законодательство многих стран сегодня требует исключить всякое упоминание о Христе из общественной жизни. Зачастую запрещается ношение нательного крестика, установка рождественской елки в публичных местах, открытое свидетельство о своей вере. Подвергается пересмотру понятие о семье, насаждается представление о том, что существуют какие-то альтернативные виды брака, который уже можно не рассматривать как союз только между мужчиной и женщиной.

В таких условиях совместный голос Католической и Православной Церквей, а также их твердая позиция в защиту традиционной христианской нравственности могут стать ориентиром для тех, кто заботится о сохранении нравственных основ жизни человека и общества. В Совместном заявлении Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск четко сформулировали согласованный подход к этой теме. Они встали на защиту традиционных христианских ценностей и христианской идентичности Европы, осудили любые формы сожительства, не соответствующие библейскому учению о браке и семье, подчеркнули недопустимость биотехнологий, позволяющих манипуляции с человеческой жизнью, абортов, эвтаназии и т.п.12

Папа Иоанн Павел II, говоря о единстве Церкви, любил использовать метафору вышеупомянутого поэта и мыслителя Вячеслава Иванова о необходимости для христианства дышать двумя легкими – западным и восточным. В наше время эта метафора часто используется применительно к Европе и европейскому христианству. Осознавая нашу общую ответственность перед судьбой христианства, мы имеем право говорить, что Европа сегодня как никогда прежде нуждается в согласованной работе «двух легких» – Католической и Православной Церквей, которые призваны объединить свои усилия для защиты традиционного христианства и духовного здоровья общества.

Убежденный сторонник единства Старого континента Папа Франциск, принимая престижную европейскую премию Карла Великого 6 мая с.г., сказал, что только единая Европа является сильной и может стать лидером в мире благодаря своей науке, культуре, человеческим ценностям и вере. Лучший ответ на любой кризис – это солидарность. Не достаточна лишь географическая интеграция людей, необходима также культурная. Только тогда Европа сможет преодолеть искушение «идеологической колонизации», чтобы открыть широкие просторы рожденной со встречи цивилизаций и народов, выходящей за границы Евросоюза и призванной стать примером нового синтеза и диалога европейской души13.

Выражаю надежду, что начинающаяся сегодня конференция станет еще одним шагом для созидания единой Европы духа, которая дышит двумя легкими – западного и восточного христианства, чтобы быть нравственно здоровым организмом, который имеет свою надежду.

Спасибо за внимание.

Использованная литература:

1. http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/speeches/1982/ november/documents/hf_jp-ii_spe_19821109_atto-europeistico.html.
2. http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/speeches/1997/june/ documents/hf_jp-ii_spe_19970603_mess-gniezno.html.
3. http://www.kp.ru/daily/26493.5/3361794/.
4. http://www.kp.ru/daily/26493.5/3361794/.
5. http://www.tоday.ru/text/30137.html.
6. https://mospat.ru/ru/2016/02/22/news128750/.
7. http://w2.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2016/may/
documents/papa-francesco_20160506_premio-carlo-magno.html.

 

  1. ср. Мф 22, 37-40.
  2. ср. Мф 5, 17
  3. Откр 3, 15-16.
  4. ср. 2 Кор 1, 19.
  5. ср. Лк 12, 49.
  6. ср. http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/speeches/1982/november/documents/hf_jp-ii_spe_19821109_atto-europeistico.html.
  7. ср. http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/it/speeches/1997/june/documents/hf_jp-ii_spe_19970603_mess-gniezno.html.
  8. http://www.kp.ru/daily/26493.5/3361794/.
  9. http://www.kp.ru/daily/26493.5/3361794/.
  10. ср. http://www.taday.ru/text/30137.html.
  11. Еф 6, 12
  12. ср. https://mospat.ru/ru/2016/02/22/news128750/.
  13. ср. http://w2.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2016/may/documents/papa-francesco_20160506_premio-carlo-magno.html.

 

Адноўлена 24.05.2016 16:33
 

Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта спасылка на Catholic.By абавязкова.

Выступленні

15.05 15:02Даклад арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на сімпозіуме да 100-годдзя фацімскіх аб’яўленняў
05.05 15:04Паведамленне біскупа Пінскага Антонія Дзям’янкі з нагоды ўрачыстасці св. Андрэя Баболі, апекуна Пінскай дыяцэзіі
02.05 12:53Даклад Мітрапаліта Тадэвуша Кандрусевіча на тэму «Узаемадзеянне Касцёла і дзяржавы ў наш час»
13.04 13:51Прамова Апостальскага Нунцыя арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас пастырскай сустрэчы ў Вялікі чацвер
30.01 12:53Прамова Апостальскага Нунцыя ў Беларусі арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас урачыстасці св. Яна Боско ў Мінску
21.01 19:01Прамова Мітрапаліта Кандрусевіча падчас набажэнства ў межах Тыдня малітваў за адзінства хрысціянаў
23.12 16:38Пастырскае пасланне арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на Божае Нараджэнне 2016
23.12 11:36Адкрыты ліст Мітрапаліта Кандрусевіча міністру аховы здароўя РБ Васілю Жарко
18.12 16:24Прамова Апостальскага Нунцыя арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас адвэнтавага чування моладзі ў Мінску
13.10 17:25Даклад а. Паўла Федаровіча MIC пра заснавальніка супольнасці марыянаў святога Станіслава Папчынскага