Фота Аўдыё Відэа  
be  ru  pl  en  de info@catholic.by
Даклад біскупа Элцкага Ежы Мазура SVD на Нацыянальным эўхарыстычным кангрэсе

Евхаристия и миссии

Кардинал Йозеф Ратцингер в своей работе, посвященной богословию литургии, цитирует старое предание о происхождении христианства на Руси. Согласно этому преданию, князь Владимир, желая принять в его княжестве истинную религию, пригласил к себе последователей иудаизма, ислама и западного христианства. Каждая делегация хвалила свою религию как наивернейшую и наиподлиннейшую, но ни одна из них не смогла убедить князя. Когда же его послы вернулись из Константинополя и рассказали ему о красоте литургии в соборе Святой Софии1, он решил принять византийское христианство.

Кардинал Ратцингер отметил: "Евхаристия сама по себе не сориентирована непосредственно на миссионерское пробуждение веры. Она скорее локализована внутри веры и питает ее, она в основном направлена к Богу и поэтому привлекает людей. Евхаристия приобщает их к нисхождению Бога, которое содействует их восхождению к полноте общения с Богом. В служении Богу она стремится вести людей к осознанию следования Ему как критерия их жизни. И в этом смысле, в более глубоком понимании, безусловно, является источником миссии"2.

Дар и задание


"Благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих" (1 Кор 1, 21). Бог является началом и источником миссии Христа, который в силе Святого Духа доверил Церкви миссию возвещать слово Божие и строить общину верующих. Церковь как община учеников Христа является миссионерской по своей природе. Господь повелел своим ученикам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф 28:18-20). Отцы Второго Ватиканского собора в Декрете о миссионерской деятельности церкви "Ad gentes" подчеркивают: "Особые начинания, посредством которых глашатаи Евангелия, посланные Церковью, идя по всему миру, исполняют обязанность проповедовать Евангелие и создавать Церковь среди народов или сообществ, ещё не верующих во Христа, обычно называются "миссиями". (...) Цель, присущая этой миссионерской деятельности — евангелизация и укрепление Церкви в тех народах или сообществах, где она ещё не укоренилась"3.

Вечному миссионерскому призыву Христа, который был адресован не только к апостолам, но ко всем поколениям христиан, сопутствовало также вечное Его обещание: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28,20). Христос сказал это, устанавливая таинство Евхаристии накануне Своих Страстей.4 Она является даром присутствия Христа в Церкви и для Церкви, столь важным, что древние христиане не могли себе представить своей жизни без нее. "Sine dominico non possumus! - Мы не можем жить без дара Господа, дня Господня!" - так в 304 году христиане Абитены в Нумидии (современный Тунис) отвечали на вопрос судьи о том, почему они участвовали в воскресных христианских обрядах, которые под страхом смерти были запрещены. "Sine dominico non possumus". В слове словом dominicum/dominico нераздельно сливаются два значения, чье единство мы должны заново научиться воспринимать. Это прежде всего дар Господа - и этим даром является Он сам, Воскресший; связь и близость с Ним нужна христианам для их идентичности, для того, чтобы они оставались собой. Но этот контакт не только духовный, внутренний и субъективный - встреча с Господом происходит в определенный день. И таким образом она вписывается в нашу конкретную, телесную и общественную жизнь, которая имеет временный характер. Она определяет сердцевину и предписывает определенный внутренний порядок нашему времени и, следовательно, всей нашей жизни".5

Следовательно, Евхаристия и миссия евангелизации неотделимы друг от друга. Они представляют собой духовный центр жизни и самое важное обязательство Церкви. Община учеников Христа собирается на Евхаристию, чтобы укрепить связь со Христом и принести Его другим. Поэтому святой Папа Иоанн Павел II в своей энциклике о Евхаристии и о ее связи с Церковью отметил: "Можно сказать, что каждый из нас не просто принимает Христа, но что Христос принимает каждого из нас. Он завязывает с нами дружбу: "Вы друзья Мои" (Ин 15, 14). Мы, в свою очередь, живем благодаря Ему: "Ядущий Меня жить будет Мною" (Ин 6, 57). Причащение Святых Тайн знаменует высшую степень взаимного, духовного пребывания Христа и Его ученика друг в друге: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Ин 15, 4).

Соединяясь со Христом, народ Нового Завета отнюдь не замыкается в себе, но становится "таинством" для всего человечества, знамением и орудием спасения, принесенного Христом, светом мира и солью земли (см. Мф 5, 13-16) ради спасения всех людей. Миссия Церкви развивается в единстве с миссией Христа: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин 20, 21). Поэтому Церковь из увековеченной в Евхаристии крестной Жертвы и благодаря причащению Тела и Крови Христа приобретает духовную силу, необходимую для исполнения возложенной на нее миссии. Итак, Евхаристия предстает как источник и, вместе с тем, как вершина евангелизации, поскольку ее предназначение - укреплять общение людей со Христом, а через Него - с Отцом и Святым Духом".6

Евхаристия как источник миссии

Миссионерство, как следует из Декрета "Ad Gentes", заложено в природе Церкви: "Странствующая Церковь по природе своей является миссионерской, ибо она берёт своё начало в миссии (ex missione) Сына и в ниспослании, т. е. миссии, Святого Духа согласно предустановлению Бога Отца"7.

В этом контексте мы спрашиваем себя: в каком смысле Евхаристию можно считать источником миссии? Евхаристия - особое место присутствия Христа, в котором мы ощущаем, что любимы Богом, и в котором учимся Божией любви. Она напоминает нам о цене, которую Сын Божий заплатил за наше спасение, отдав Свою жизнь на кресте. Каждая Святая Месса является живым доказательством того факта, что Христос возлюбил нас до конца и что из любви к нам Он останется с нами до конца мира.

Для обоснования утверждения о том, что Евхаристия является источником и силой миссии, приведем цитату святого Папы Иоанна Павла II. В своем послании по случаю Всемирного дня миссий в 2004 году Папа написал: "Принимая участие в евхаристической Жертве, мы глубже понимаем универсальность искупления и вытекающую из этого неотложную миссию Церкви, чья программа "действительно сосредоточена на Самом Христе, Которого мы призваны познавать, любить и которому должны подражать, чтобы участвовать в Нем в жизни Троицы и с Ним преображать историю до достижения полноты в небесном Иерусалиме".

Вокруг Христа в Евхаристии Церковь растет как община, храм и семья Бога: единая, святая, соборная и апостольская. В то же время она лучше понимает свой характер Очевидно, что "не создастся (...) ни одна христианская община, если она не укоренилась в праздновании Святой Евхаристии" (ср. "Presbiterorum Ordinis", 6). В конце каждой мессы, когда священнослужитель прощается с общиной, говоря "Ite Missa est", все должны чувствовать себя "миссионерами Евхаристии" для всех слоев общества, чтобы делиться великим даром, который получили. Тот, кто встречает Христа в Евхаристии, не может не провозглашать своей жизнью милосердную любовь Искупителя".8

Все миссионерская деятельность питается из глубокого источника - таинства любви, Евхаристии. Это хорошо понимала св. Тереза из Лизье, покровительница миссий. Она обнаружила, что Церковь имеет свое сердце - любовь Бога, воплощенную в Евхаристии. Если бы недоставало божественно-человеческой любви (Евхаристии), то миссионеры не имели бы желания и сил, чтобы покидать свои дома и проповедовать Христа на миссиях „ad gentes”, чтобы служить бедным, больным, пожилым, ухаживать за детьми и подростками, служить семьям и одиноким людям.

Евхаристия имеет апостольское и миссионерское измерения. В ней Христос всегда присутствует и действует в своей Церкви. Евхаристия - самый прекрасный подарок Церкви. Но в то же время она призывает не оставлять радость присутствия Спасителя только для себя. Она несет в себе мощный призыв следовать за Христом и проповедовать Его послание о спасении тем, кто еще его не знает. Папа Франциск также подчеркивает, что Евхаристия является школой смиренного служения: "Она учит нас готовности жить для других. Вот что находится в самом центре бытия ученика-миссионера".9

Стоит также отметить, что конечной целью миссии является личная встреча каждого человека с Иисусом Христом, живым, присутствующим в таинстве Его Тела и Крови, которые Церковь приносит как хлеб для жизни мира. Христос приглашает к своему столу все народы и для спасения всех приносит себя в жертву (Мф 26, 26-29; Лк 22, 15-20; 1 Кор 11, 23-25). "Миссионерская деятельность являет подлинного Христа, Спасителя, через слово Евангелия и святые таинства, наивысшее и наиважнейшее из них есть Евхаристия"10. Провозглашение Евангелия тем, кто его до сих пор не знает, призвано помочь каждому ученику встретиться со Христом, исповедовать Его как Спасителя и построить братское общение Его учеников. Поэтому Евхаристия является живым сердцем миссии, ее истинным источником и единственной целью.

Евхаристия - школа миссионерского служения

Завершающие евхаристическую литургию слова "Ite, Missa est" - это миссионерское послание. Слова "месса" и "миссия" являются производными от латинского mittere - "высылать, отправлять". Поэтому некоторые переводят выражение "Ite, Missa est" как "Идите, вы посланы". Эти слова напоминают миссию, которую Христос во время вознесения доверил Своим ученикам: "Идите и научите все народы" (Мф 28, 19).

"Празднование Евхаристии и каждой ее части показывает, что миссионерская деятельность Церкви принадлежит самой ее природе. Идентичность Церкви основывается на миссионерской общине. Церковь осознает свою идентичность как в богослужебной жизни, где ритуально провозглашает, что Христос спас мир через пасхальную тайну, а также в своем служении, подтверждая спасительное присутствие Христа в человеческих делах и в жизни мира ".11

Месса призывает к служению по распространению Евангелия.12 Этот призыв к миссии адресован ко всем верующим. Каждый член народа Божия, в соответствии со своим призванием, отправляется после Евхаристии, чтобы быть свидетелем и апостолом Христа. Принимая участие в Евхаристии, мы получаем дары не только для личной пользы, но и для блага других.13 Слова "Идите в мире Христовом" призывают верующих к свидетельству об Иисусе всей своей жизнью. Они призывают поделиться опытом веры; радостью, которая приходит от встречи со Христом в общине верующих, и истинной любовью, которая никогда не замыкается на ближних и адресована бедным, больным, тем, кто больше всего нуждается в поддержке, в соответствии со словами Святого Отца Иоанна Павла II: "Тот, кто встречает Христа в Евхаристии, уже не может не провозглашать своей жизнью милосердную любовь Искупителя".14

Важную роль в проповеди Евангелия играют миссионеры. Они являются провозвестниками и свидетелями Христа. Нет и не может быть миссии без миссионеров. Они возлагают на себя трудную задачу проповедовать слово Божие и строить общины веры (predicare et piantare). Миссионерки и миссионеры покидают свои епархиальные и монашеские общины, чтобы отправиться в страны миссии. Они делают это ради Христа и Его Евангелия. Им необходимо преодолеть языковые и культурные барьеры, чтобы донести слово Божие к людям, часто совершенно иным в культурном и религиозном отношении. Миссионеры сталкиваются с трудными экономическими условиями в миссионерских странах. Нищета, низкий уровень развития, отсутствие доступа к достижениям современных технологий, инфекционные заболевания и даже проблемы адаптации к местной еде являются прозаическими повседневными проблемами, которые ограничивают миссионерскую деятельность и представляют собой препятствие для служения миссионеров. От них часто требуются организационные навыки. Они управляют учебными заведениями, больницами, учреждениям системы социального обеспечения для бездомных и бедных. Им нужно собирать средства для деятельности благотворительных организаций, медицинских и образовательных учреждений.

Мы видим, что миссионерское служение очень требовательно к человеческим силам и возможностям. Однако оно не может рассматриваться только с точки зрения человека. Миссии являются делом Бога, делом Пресвятой Троицы, которая действует через миссионера и является источником совершаемого добра. Действие Святого Духа - неотъемлемая часть миссий. Именно Он ведет миссионеров в соответствии с обещанием Христа: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин 14, 26).

Для своего служения миссионеры черпают силы из Евхаристии. Она является источником духовной силы и Божией благодати. Присутствие Христа в преосуществленных хлебе и вине укрепляет миссионеров в трудностях, разочарованиях и неудачах. У евхаристического Христа можно найти утешение, ободрение в стремлении творить добро, укрепление в настойчивом достижении поставленной цели. Христос также поддерживает мужество миссионеров, которое позволяет реализовать цели и задачи миссии и не дает впасть в отчаяние, порождаемое препятствиями и ограничениями.

Миссионерское служение не только почетно, но и требовательно. Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, миссионеры должны посвятить себя служению Христу полностью, вплоть до мученичества. Евхаристия укрепляет мучеников и тех, кто неустанно служит делу миссии. Яркое подтверждение тому, что Евхаристия укрепляет миссионеров и дает им силу героически свидетельствовать о Христе вплоть до мученичества, можно найти в судьбе двух польских миссионеров из Париакото (Перу) - священников-францисканцев Збигнева Стшалковского и Михала Томашека. Они были убиты террористами 9 августа 1991 года и беатифицированы 5 декабря 2015 года. Их убили за проповедь Евангелия и за помощь бедным и больным. Несмотря на реальные угрозы для жизни, двое францисканцев не оставили миссию, но остались среди своей паствы. В день мученической смерти перед лицом опасности они служили Святую Мессу. Это был их последний акт - до похищения и мученической кончины. Они свидетельствуют о  любви к Евхаристии и о том, что она - сокровище, которое дороже жизни.

Евхаристия - таинство духовного преображения.15 Она тесно соединяет со Христом, принимающий ее чувствует себя приобщенным к логике креста Христова, образу мыслей и действий Спасителя. Христос, присутствующий в Евхаристии, является лучшим учителем и воспитателем миссионеров. Созерцая Его присутствие во время адорации, миссионеры обновляют свое рвение и набираются сил для решения повседневных задач.

Евхаристия превращает миссионеров в учеников, способных к служению ближним и бескорыстной любви. Это школа самоотверженности, кротости и внимания к ближним. Тихое и скромное присутствие Христа побуждает стать даром для других по примеру Учителя, и осознание жертвенной любви в этом таинстве делает миссионеров готовыми к самоотдаче и самопожертвованию. Евхаристия содействует прощению, примирению с ближними, пониманию их ограничений и слабостей.

Евхаристия - это также школа диалога и уважения достоинства других людей и их ценностей. Миссионеры учатся в этой школе распознавать зерна истины, добра и красоты, которые благодаря действию Святого Духа находятся во всех культурах. Открытость и принятия инаковости помогают миссионерам устанавливать дружеские отношения с местными общинами, что помогает им принять евангельскую весть.

Миссионерский императив, вытекающий из Евхаристии

Тайну Евхаристии следует постоянно открывать для себя заново, чтобы выплыть на глубину и делиться этим неисчерпаемым богатством с людьми близкими и далекими, участвуя с энтузиазмом в миссии новой евангелизации. Для того, чтобы благовествовать, мы должны черпать свет, силу и мощь из Евхаристии. Миссия провозглашения Евангелия и построения Церкви выполнима именно потому, что миссионеры питаются из неиссякаемого источника Божией любви, который постоянно возобновляется в Евхаристии.

Чтобы мы могли эффективно проповедовать Евангелие в современном мире, давайте будем поддерживать постоянную связь со Христом в Евхаристии, будем послушно следовать за Ним и подражать Ему, и таким образом мы подготовим себя к достойному ответу на миссионерский призыв Христа, проповедуя в современном мире, который по большей части еще не знает Евангелия.

Евхаристия является школой миссии не только для миссионеров, но и для всех верующих, которые в ней участвуют. Не только последнее воззвание, но практически все моменты Мессы направляют участников к миссионерской деятельности и евангелизации, побуждая к выходу на периферию мира. Внимание слову Божию побуждает заботиться не только о своем собственном спасении, но о спасении всех людей. Молитва верных и приготовление даров формируют ответственность за дело спасения в современном мире, открывают евхаристического сообщество для нужд Церкви и мира. Евхаристическая литургия подчеркивает сверхъестественное измерение присутствия Христа, которое не может быть сокрыто в литургическом богослужении. Она представляет Церковь как мистическое Тело Христова, в котором одни члены заботятся о других. Это не герметично замкнутое сообщество, сосредоточенное на своих потребностях и проблемах; оно живет жизнью всей Церкви, в том числе и молодых миссионерских общин.

Миссионеры имеют право рассчитывать на молитвенную и духовную поддержку церковных общин, которые их посылали. С момента крещения каждый из нас стал учеником-миссионером. Ответственность за миссии, таким образом, лежит на всех. Принимая участие в Евхаристии, мы призваны углублять осознание того, что она предполагает наше участие в миссионерской деятельности всей Церкви. Чтобы выполнить свое миссионерское призвание, не обязательно отправляться на миссии. Через молитву о миссионерах и миссиях, через пожертвование Богу каждого прожитого дня мы можем эффективно поддерживать миссионеров. Еще одним средством их поддержки может стать жертва страданий, недостатков и тягот жизни в интенции миссий. Эта задача особенно актуальна для людей пожилых, больных или бедных.

Не менее важной формой содействия миссиям должна стать наша щедрость. Мы знаем, как она важна для миссий в бедных и экономически отсталых странах.16 Благодаря пожертвованиям, к которым нас обязывает Евхаристия, мы выражаем нашу солидарность с бедным и нуждающимся. Мы - Церковь, которая вырастает до размера полученного в Евхаристии дара, мы подражаем Христу, умывшему ноги своим ученикам.

Призыв к миссионерской вовлеченности

Современная Церковь постоянно напоминает об актуальности миссионерского призыва.17 Святой Папа Иоанн Павел II в энциклике "Redemptoris missio" писал: "Число тех, кто не знает Христа и не принадлежат к Церкви, постоянно растет, и со времен окончания Собора почти удвоилось. Для огромного числа людей, возлюбленных Отцом, для которых Он послал своего Сына, очевидна настоятельная необходимость в миссии. (...) Бог открывает перед Церковью горизонты человечества, более полно подготовленного к посеву Евангелия. Я думаю, что наступил момент вовлеченности всех церковных сил в новую евангелизацию и в миссии среди народов. Ни один верующий во Христа, ни один институт Церкви не может уклониться от этого наиважнейшего долга: провозглашения Христа всем народам".18

В том же духе выступал Папа Римский Бенедикт XVI, призывая к активизации усилий для миссии "ad gentes".19

Папа Франциск с самого начала своего понтификата призывает идти с посланием Христа на периферию мира.20 В Апостольском увещевании "Evangelii Gaudium", которое, как сам говорит, он написал членам Церкви, чтобы "мобилизовать для миссионерской реформы",21 Святейший Отец требует "миссионерского обращения", преображения церковных структур в миссионерском духе, вплоть до "постоянного пребывания в состоянии миссии".22

Этот призыв к миссионерству адресован не только к Церквам с давней традицией, сильными структурами и обильными призваниями, но и к молодым развивающимся Церквам, которые сами нуждаются в кадровой, организационной и финансовой поддержке. Хорошо понимают это молодые церкви Африки и Азии, которые, несмотря на трудности и недостатки, уже посылают своих миссионеров в другие страны. Пусть их опыт станет примером и для Церкви в Белоруссии, чтобы она открывала свое миссионерское призвание и делились верой с теми, кто никогда не слышал о Христе. Сегодня в мире более пяти миллиардов человек ждут Благой вести об Иисусе.

Святой Папа Иоанн Павел II в энциклике "Redemptoris Missio" выразил девиз обновления всей Церкви: "Миссионерская деятельность обновляет Церковь, вновь оживотворяет веру и самосознание христиан, наделяет новым энтузиазмом и вдохновением. Вера укрепляется, когда ее передают другим!"23 Папа выразил надежду, что "новая евангелизация христианских народов именно в верности вселенской миссии Церкви найдет источник вдохновения и опору".24 

Эти его слова, его призыв по-прежнему актуальны и применимы к Церкви в Белоруссии. Я хотел бы пожелать, чтобы ваша приверженность к миссионерской деятельности Церкви способствовало обновлению Церкви в Белоруссии. Мужества вам, делитесь в своей бедности, и Бог стократно вознаградит щедрого дарителя.

В завершение я хочу привести словам Папы Франциска: "Я мечтаю о "миссионерском обращении", способном преобразовать все, дабы обычаи, стили, занятия, язык, и все церковные структуры соответствовали скорее евангелизации современного мира, нежели сохранению нынешнего положения дел. Реформу структур, которая требует пастырского обращения, можно понять только следующим образом: надо сделать их более миссионерскими, чтобы обычное пастырское попечение во всех его формах стало более экспансивным и открытым для верующих, побуждая пастырей к постоянной готовности выйти навстречу тем, кому Иисус предлагает свою дружбу, чтобы получить от них положительный ответ".25

  1. См.: J. Ratzinger, Teologia liturgii, Lublin KUL 2012, с. 347.
  2. Там же, с. 377.
  3. Ad Gentes, 6
  4. См.: E. Jezierska, Eucharystia – udział w śmierci i zmartwychwstaniu Chrystusa, w: J. Krucina (red.), Eucharystia, Wrocław 1987, str. 160-1169.
  5. Benedykt XVI, Homilia podczas Mszy św. w katedrze św. Stefana w Wiedniu, 9 IX 2007 r., w: http://www.opoka.org.pl/biblioteka/W/WP/benedykt_xvi/homilie/austria_swstefana_09092007.html
  6. Иоанн Павел II, Ecclesia de Eucharistia, 22.
  7. Ad gentes, 2.
  8. Jan Paweł II, Eucharystia i misja – nierozerwalnie związane, Orędzie na Światowy Dzień Misyjny 2004, 2.
  9. Franciszek, Orędzie na zakończenie Międzynarodowego Kongresu Eucharystycznego w Cebu, w: http://pl.radiovaticana.va/news/2016/01/31/papie%C5%BC_na_zako%C5%84czenie_kongresu_eucharystycznego_w_cebu/1205034
  10. Ad gentes, 9.
  11. Papieski Komitet Międzynarodowych Kongresów Eucharystycznych, Eucharystia źródło i szczyt posłannictwa Kościoła. Refleksje teologiczne i duszpasterskie przed 51. Międzynarodowym Kongresem Eucharystycznym, Cebu, Filipiny, 24-31 stycznia 2016 r., c. 27.
  12. Иоанн Павел II, Mane nobiscum Domine, 24.
  13. См.: L. J. Trese, W co wierzymy. Podstawy wiary i życia chrześcijańskiego, Kraków 2007, с. 347.
  14. Иоанн Павел II, Orędzie na Światowy Dzień Misyjny 2004.
  15. См.: A. Rouet, Zrozumieć sakramenty, Kraków 2004, c. 148.
  16. A. Jacoń, Do kogo jesteśmy posłani?,  w: Z. Sobolewski (red.), Radość Ewangelii źródłem misyjnego zapału. IV Krajowy Kongres Misyjny, Warszawa 12-14 czerwca 2015 , Górna Grupa „Verbinum” 2015, с. 228-229.
  17. См.: J. Mazur SVD, Radość Ewangelii źródłem misyjnego zapału, Kielce „Jedność” 2015, с. 62.
  18. Иоанн Павел II, Redemptoris missio, 3.
  19. См.: J. Mazur, tamże, с. 97.
  20. См.: J. Urban, Rozwój idei misyjnej w posoborowych dokumentach papieskich, w: Z. Sobolewski (red.), Radość Ewangelii…, str. 176.
  21. Франциск, Laudato si nr 3.
  22. Франциск, Evangelii gaudium, 25.
  23. Иоанн Павел II, Redemptoris missio, 2.
  24. Там же.
  25. Франциск, Evangelii gaudium,  27.

 

Адноўлена 24.05.2016 22:17
 

Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта спасылка на Catholic.By абавязкова.

Выступленні

15.05 15:02Даклад арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на сімпозіуме да 100-годдзя фацімскіх аб’яўленняў
05.05 15:04Паведамленне біскупа Пінскага Антонія Дзям’янкі з нагоды ўрачыстасці св. Андрэя Баболі, апекуна Пінскай дыяцэзіі
02.05 12:53Даклад Мітрапаліта Тадэвуша Кандрусевіча на тэму «Узаемадзеянне Касцёла і дзяржавы ў наш час»
13.04 13:51Прамова Апостальскага Нунцыя арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас пастырскай сустрэчы ў Вялікі чацвер
30.01 12:53Прамова Апостальскага Нунцыя ў Беларусі арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас урачыстасці св. Яна Боско ў Мінску
21.01 19:01Прамова Мітрапаліта Кандрусевіча падчас набажэнства ў межах Тыдня малітваў за адзінства хрысціянаў
23.12 16:38Пастырскае пасланне арцыбіскупа Тадэвуша Кандрусевіча на Божае Нараджэнне 2016
23.12 11:36Адкрыты ліст Мітрапаліта Кандрусевіча міністру аховы здароўя РБ Васілю Жарко
18.12 16:24Прамова Апостальскага Нунцыя арцыбіскупа Габара Пінтэра падчас адвэнтавага чування моладзі ў Мінску
13.10 17:25Даклад а. Паўла Федаровіча MIC пра заснавальніка супольнасці марыянаў святога Станіслава Папчынскага